МИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
ЦЕНТР НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА

Доска объявлений:

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции menu_set_active_trail() (строка 2405 в файле /home/culturby/public_html/includes/menu.inc).

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ВОЛОЖИНСКОГО РАЙОНА

Братская могила советских воинов и партизан

(г. Воложин, на городском кладбище)

Похоронено 210 воинов. Среди них - воины 88, 192, 220-й стрелковых дивизий, 142-й артиллерийской бригады, 14-го и 160-го санитарных батальонов, а также 14 партизан соединения Барановичской области, которые погибли в 1944г. в боях против немецко-фашистских оккупантов. В 1949г на могиле поставлен обелиск.

Находится в хорошем состоянии.

 

Братская могила советских воинов и партизан.

(д. Раков)

В центре деревни, возле СДК. Похоронены 30 воинов. Среди них – воины 31-й танковой бригады, 108-го истребительного противотанкового полка, 121-го кавалерийского полка и 15 партизан соединения Барановичской области, которые погибли в 1944году при освобождении деревни и окрестных населенных пунктов от немецко-фашистских захватчиков. В 1965году на могиле поставлен обелиск.

Находится в хорошем состоянии.

 

Братская могила советских воинов и партизан

(г. Воложин, пл. Свободы)

Похоронено 160 воинов. Среди похороненных – Герой Советского Союза Василий Васильевич Щербина, воины 32-й стрелковой дивизии, 3-й и 18-й гвардейских танковых бригад, 2-й гвардейской  мотострелковой бригады и 6 партизан соединения Барановичской области, которые погибли в Великую Отечественную войну.

В 1975 году установлено надгробие и стэла с надписом - посвещением. Находится в хорошем состоянии.

 

Братская могила

(г. п. Ивенец)

На центральной площади. Похоронено 122 воина, в том числе воины 134-й стрелковой дивизии, 8-й самоходной артиллерийской бригады, 98-го гвардейского артиллерийского гвардейского полка и 20 партизан отрядов “Бальшавік” и имени Рокоссовского, которые погибли в Великую Отечественную войну в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. В 1958 году на могиле поставлен обелиск, а в 1975 году – две плиты с именами погибших. В 2005 году проведён капитальный ремонт. Находится в хорошем состоянии.

 

Городище железного века, позднего средневековья. 1-17 вв.

(д.Раков, на юг от деревни, в пойме р. Ислочь (левый берег))

Площадка овальная, размером 52х22м, укреплена валами и рвами. Высота валов 2м, глубина рвов 0,3-0,4м. Известно с конца 19-го века. Обследовали в 1976 году Э. Н. Зайковский, в 1979 году А. Р. Митрофанов. Культурный пласт 0,1-0,2м прослежен в южной части площадки. В нём были останки лепной посуды (ребристые горшки). На поверхности собраны мелкие обломки лепной и гончарной посуды. Относится к культуре штрихованной керамики. Материалы обследования хранятся в Институте истории НАН РБ.

Находится в удовлетворительном состоянии.

 

Городище 5 в до н .э – 2 в. н. э

(г. Воложин, 0,6км на юг от автовокзала)

Занимает изолированный холм. Высота над окружающей местностью 5–12м. площадка неправильной овальной формы, размером 80х35м, вытянута с севера на юг, понижается на 1-1,5м в северном и южном напрвлениях и на 2,5-3м в западном. Склоны очень крутые с запада и севера и довольно пологие с востока и юга. С южной стороны прослеживаются следы 2 валов. Исследования  проводились в 1971-1973гг. Культурный пласт до 0,6м. раскопки не проводились.

Находится в удовлетворительном состоянии.

 

Городище. Ранний железный век. 5 в. до н.э. - 5 в. н. э.

(д. Калдыки Воложинского района)

За 1,5 – 2 км на север от деревни, на возвышенности. Склоны крутые: с западной стороны - высотой 10–12м, с южной – 14–15м, с северной – 15–16м. Площадка овальная в плане, размером 65х50м, вытянута с юго-запада на северо-восток. Культурный пласт в центре площадки 0,25 – 0,13м, ближе к краю 1 – 1,15м. в шурфе размером 1х1м, заложенном в восточной стороне площадки, найдены обломки посуды, шлака и обожженные камни. Находки относятся к периоду 1–4 в н.э.

Материалы исследований (1956г.) находятся в Институте истории АН Республики Беларусь.

Находится в удовлетворительном состоянии.

 

Городище. Ранний железный век. 5-й в. до н. э. – 5-й в. н. э.

(д. Кащеличи, на северной окраине деревни, ур. Замок)

На правом берегу р. Березина, на возвышенности с высокими и крутыми склонами. Площадка овальная, размером 52х42м, вытянута с востока на запад. Открыл в 1967 году Митрофанов А. Р., обследовал в 1976 году Э. М. Зайковский. Найдены штрихованная керамика, кости животных, расколотые и обожжённые камни. Относится к культуре штрихованной керамики, датируется 1-4 вв. н. э. Раскопки не проводились. Материалы обследования хранятся в институте истории НАН РБ.

Находится в удовлетворительном состоянии.

 

Городище. 13-й – 16-й вв.

(д. Лоск, на юго-западной стороне деревни, ур. Замок)

Местное название Замчище. Высота над окрестной местностью 12 – 15м. площадка овальная, размером 160х75м. северная и южная части приподняты, средняя понижена. С северо-западной стороны ограничена широким рвом (сейчас здесь проходит дорога). По краям прослеживаются сильно оплывшие валы. Въезд на городище находится с восточной стороны. Известно со средины 19-го века, исследовали в 1956 году Л. В. Алексеев, в 1985 году Е. Г. Зверюго. Найдены гончарная керамика, обломки кирпича и кафель. Раскопки не производились.

Находится в удовлетворительном состоянии.

 

Городище, 5 в. до н. э. – 5в н. э.

(д. Узболоть, 1 км на юг от деревни)

Высота над окрестностью 19 – 20м. Площадка овальная, размером 40х23м, вытянута с востока на запад. Открыл и обследовал в 1967г. А. Р. Митрофанов. Культурный пласт не превышает 0,2 – 0,25м, только около западной стороны достигает 0,5 – 0,6м. В шурфе размером 0,5х1м найдена лепная керамика. Относится к культуре штрихованной керамики, датируется 1 – 4вв. до н.э.

Используется как пастбище для выпаса скота.

 

Городище. Ранний железный век. 5 в. до н.э. – 5 в. н. э.

(д. Яршевичи, 0,6 км на юго-запад, ур. Замок)

Площадка плоская, ровная, размером 75х45, с северной стороны укреплена подковообразным валом высотой 1,5м. Известна с 1838г., обследовали в 1893г. Ф. В. Покровский, в 1983г. Э. М. Зайковский. Культурный пласт в шурфах 0,3 – 0,7м. Найдены 18 фрагментов штрихованной керамики, обожженный кремний, шлаки. Относится к культуре штрихованной керамики. Раскопки не проводились.

Материалы  обследования хранятся в НАН РБ.

Находится в лесном массиве.

 

Городище. Ранний железный век. 5 в. до н. э. – 5 в. н.э.

(д. Ясенишки, 0,4 км от деревни, ур.Замок)

 

 

Городище, 16 – 17 вв.

( д. Камень, 0,4 км на юго-запад, левый берег р. Каменки)

Площадка размером 92х86 м, с северной стороны ограничена высоким откосом первой надпойменной террасы левого берега Каменки. С остальных сторон прослеживается ров глубиной более 3 м и шириной около 15 м. С западной стороны через ров насыпан перешеек, возможно здесь был вход. Обследован в 1983 году. В северной и юго-восточной частях площадки прослеживаются остатки склепов сложной формы, гончарная керамика, обломки кирпича, пласт угля (следы пожара). Очевидно, здесь находился средневековой замок. Раскопки не проводились.

Материалы обследования хранятся в институте истории НАН РБ.

 

Алексеевский костел, 1905 – 1907 гг.

(г. п. Ивенец)

Построен в 1905-1907 годах из кирпича с брамой главного входа на кладбище. Костёл – памятник архитектуры неоготики.

Значительный вклад в строительство костёла внёс известный на Беларуси учёный в области геодезии и картографии генерал Эдвард Каверски. Он родился в Игуменском повете (Червеньского района) 17 марта 1837 года. Закончил Брестский кадетский корпус, получив там офицерское звание. На протяжении 10 лет (с 1855 по 1865 годы) Каверски окончил две академии, участвовал в научной экспедиции по Сибири. Достиг вершин мировой известности. Светлую память о себе оставил Каверски в Ивенце. Благодаря ему и был построен Красный костёл святого Алексея.

После поражения восстания 1863-1864 годов очень многие католические храмы были закрыты или переданы православной общине. 28 ноября 1868 года по приказу Министра внутренних дел генерала-адъютанта Тимошёва в Ивенце были закрыты три католических храма: костёл святого Михаила и кляштор (построен в 1702-1705гг.), костёл Святой Троицы (1745г.), деревянная каплица на католическом кладбище, в которой отпевали покойников. Ивенчане вынуждены были идти на богослужение в деревню Камень (6км от Ивенца). А вышеназванные два каменные костёла были превращены в церкви.

Много усилий приложил генерал Каверски для того, чтобы возродить в Ивенце католическую парафию. 30 ноября 1904 года наконец было получено разрешение на строительство нового костёла. Проект костёла и каштарис его строительства составил бывший ученик Каверского выпускник Петербургского технологического института строитель и инженер-технолог Михаил Готовский и 29 сентября 1903 года прислал своему бывшему учителю в качестве подарка. Он же составил и проект плебании.

22 мая 1905 года бискуп Ежи Шембек освятил угловой камень фундамента будущего костёла. Строительство костёла шло очень медленно и тяжело, так как не хватало ни денежных средств, ни рабочей силы. И вот тут на помощь пришёл генерал Каверски со своей женой. Свой отложенный за годы семейной жизни небольшой капитал они передали на строительство католического храма. На их же деньги был построен и установлен алтарь с двумя иконами, три колокола, амвон, застеклены окна и многое другое. 23 декабря 1907 года состоялось посвящение костёла. Святыне дали имя Святого Алексея, который жил в Риме в 4-м столетии н.э. и за набожный, мученический образ жизни в одиночестве был канонизирован. Русский царь и царица избрали святого Алексея патроном своего долгожданного сына Алексея, который родился в 1904 году после четырёх дочек и стал престолонаследником. Название таким именем костёла было со стороны генерала Каверского дипломатическим ходом, так как царские власти чинили множество преград, чтобы не допустить строительства костёла в Ивенце.

С тех пор костёл действовал постоянно, даже во время Великой Отечественной войны. Только при Советской власти он был закрыт в связи с распоряжением правительства БССР, которое изгнало отцов-францисканцев с территории Беларуси в 1947 году, и, хотя костёл святого Алексея был зарегистрирован как культовое учреждение в 1953 и в 1955 году и юридически мог действовать, власти не позволяли заиметь своего ксендза. Только с началом перестройки в советском обществе дело тронулось с места, но для этого понадобилось даже письмо в Польский Епископат и Ватикан. В 1989 году костёл был наконец возвращён верующим.

Костёл святого Алексея внесён в Государственный Список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. На сегодняшний день находится в удовлетворительном состоянии.

 

Костел Марии с брамой-звонницей и оградой, 1637-1641 гг.

(д. Вишнево Воложинского района)Построен на берегу р. Гольшанка в д. Вишнево. Перед ним находится брама-звонница, построенная во второй половине 19-го века из бутового камня и представляющая собой двухъярусное  строение. Во всех письменных источниках упоминается дата основания храма 1637-1641гг. Почему же на фронтоне выбито другое число? В 1424 году, возможно, на месте православной церкви или языческого капища был построен первый деревянный костёл. Финансировал строительство этого костёла святого Петра Апостола и Юрия Мученика пан Виленский и Смоленский Семён Гедигольдович. В скором времени виленские епископы начинают считать Вишнево важным форпостом, и в первой половине 16-го века преобразуют костёл в административно-духовный центр – деканат. Костёл богатеет,  и уже к середине 16-го века ему принадлежит огромное количество пахотных земель и лесов. Но в это время наступают тяжёлые времена для католического духовенства: от центральных и восточных земель Великого княжества Литовского докатываются волны революции. В 1560 году костёл принимает реформаторско-евангельское учение.

В 1600 году Вишнево покупает Новогрудский подкаморий Адам Храптович. В 1608 году после смерти мужа его жена отдала вишневские земли в пользование своему сыну Юрию. Последний разобрал старый деревянный костёл и в 1637 году начал строительство каменного, которое завершилось в 1641 году. Освещено это культовое здание было 18 октября 1675 года Николаем Скубским, виленским епископом. В октябре 1777 года в костёле произошёл пожар. Через несколько лет его восстановил и покрыл черепицей новый владелец Вишнево Адам Храптович. В последние годы Речи Посполитой при Вишневском костёле существовало братство Святой Троицы. В 1795 году в Вишнево появились лютеране. У них даже было своё кладбище. Но закрепиться здесь им не удалось: Храптовичи содействовали каталицизму. В скором времени костёл был перестроен в стиле рококо (до нефа пристроили две прямоугольные боковые каплицы, изменили интерьер). В 1906 году костёл сделали в два раза больше – достроили двухбашенный фасад. В первую мировую войну все иконы из костёла были вывезены в Вильно, а после войны люди телегами отвозили их обратно. В годы Великой Отечественной войны костёл действовал. Возле костёла находится могила основателя храма Адама Храптовича.

Начиная с 1954 года службы в костёле Марии проводил ксёндз Владислав Чернявский, большой сторонник белорусского языка, который первый на Беларуси стал проводить службу по-белорусски. В 1968 году он по приглашению высшего духовенства посетил Рим. Там папа Павел IV назначил его советчиком Святой Конгрегации и поручил перевод на белорусский язык Библии, за что Владислава Чернявского называют последователем Скорины. Умер он 22 декабря 2001 года на 90-ом году жизни.

Костёл в настоящее время находится в хорошем состоянии.

 

Костёл Матери Божьей Розария

(д. Раков)

Костёл находится на западной окраине населённого пункта на берегу реки Ислочь. Он построен усилиями ксендза Евстахия Карповича в 1906 году. Кирпичный костёл был построен на месте старого деревянного, который был сожжён во время войны 1812 года французами. Большой вклад в строительство костёла внесли местные помещики Булгаки, Здзеховские, Хелковские, князь Друцкий-Любецкий и всё окрестное население. Построен он из жёлтого кирпича, который доставляли из Литвы до Воложина по железной дороге, а оттуда до Ракова – телегами. В 1911 году пожар уничтожил деревянную плебанию, а храм уцелел. Возле него традиционно проводились ярмарки. После Великой Отечественной войны культовое здание прекратило свою деятельность и только в 1990 году возвращён верующим. В архитектурном оформлении храма широко использованы элементы готики – ступенчатые, контрфорсы, высокие стрельчатые окна и ниши. В интерьере – стрельчатые своды. Главный вход – портал в виде стрельчатой арки с окном-розой над ней.

Находится в удовлетворительном состоянии. Используется верующими по назначению.

 

Костёл св.Юзафа с брамой и звонницей

(г. Воложин, пл. Свободы)В 1500 году Альбрехтом Гаштольдом был построен первый деревянный костёл св. Юзафа в городе Воложине.

С 1803 по 1839 год Воложин был собственностью известного на Беларуси и в Польше рода Тышкевичей. В 1806 году был заложен первый камень в фундамент нового каменного костёла, который строился рядом с деревянным. Основные денежные средства на строительство костёла были выделены графом Юзафом Тышкевичем. Строительство было завершено в 1816 году, в интерьере костёла был установлен барельеф Юзафа Тышкевича. В 1864 году костёл был закрыт и передан православной общине. В начале 20-го века прихожане-католики активизировали свои действия по открытию костёла в Воложине, и даже вставал вопрос о строительстве нового. В 1919 году здание бывшего костёла св. Юзафа было возвращено католикам. В этом же году пожар уничтожил крышу и третью часть всего потолка. Общими усилиями прихожане сделали ремонт костёла и возобновили богослужения. Во время немецкой оккупации здание костёла не было разрушено, но требовало ремонта.

В конце 50-х годов 20-го века по распоряжению местных властей костёл был закрыт. Священник оставил приход и уехал в Польшу. Костёльное имущество было расхищено: уничтожены статуи святых, выброшены из погребальных склепов костёла останки семьи Тышкевичей. В здании костёла был склад мебели, затем – цех строительного железобетона. Особенно сильной реконструкции подверглось здание костёла во время размещения в нём завода пластмассовых изделий. Только в середине 90-х годов прихожане костёла св. Юзафа получили возможность использовать своё культовое здание по назначению. При поддержке государства, местных властей, спонсоров и финансовой поддержке верующих костёл отремонтирован и там проводятся службы.

Находится в удовлетворительном состоянии, используется по назначению.

 

Костёл Святого Юрия. Начало 20-го в.

(д. Першаи)

Расположен на центральной площади деревни. Построен в начале 20в. с кирпича. Костёл – пример стилизаторской архитектуры. В июне 1999 года папа римский Ян Павел II осуществил поездку в Польшу, где на святой имше состоялась беатификация (акт предания личности за особо праведную жизнь посмертного титула «благословенный») 108 поляков, замученных в годы второй мировой войны. Среди мучеников, которые пострадали за веру и приняли мученическую смерть, было 9 человек, чья судьба связана с нашей страной. Двое отцов-францисканцев Юзаф Ахилес Пухало и Кароль Герман Стемпень работали в парафияльных костёлах Воложинского района. Это были добропорядочные и милосердные молодые ксендзы, которые завоевали среди першайских парафиян высокий авторитет. В июне 1943 года в Ивенце вспыхнуло восстание. Партизаны разгромили Ивенецкий фашистский гарнизон. В подготовке его разгрома приняли участие и першайские ксендзы. Фашисты начали арестовывать жителей д.Першаи. Схватили более 200 человек, загнали в сарай и приготовились его поджечь. Здесь были и святые отцы. Комендант гитлеровской жандармерии предложил ксендзам спастись. Но они ответили: «Пасторы не могут оставить верующих». Люди плакали, ожидая расправы, ксендзы молились, заклиная их быть мужественными. В скором времени планы гитлеровцев изменились. Детей и стариков они отпустили домой, остальных вместе с ксендзами построили в колонну и погнали в направлении Боровиковщины. Там святых отцов закрыли в подвале, а остальных погнали на работу в д. Красное Молодечненского района. Гестаповцы издевались над священниками, а затем сожгли их в овине. Папа римский Ян Павел II объявил благословенными першайских ксендзов: а. Ахилеса и а. Германа.

Фасад здания требует ремонта. Используется верующими по назначению.

 

Курганный могильник 11-13 вв.

(д. Высокое  Воложинского района)

За 0,2 км на юго-запад от деревни, справа от дороги в д. Кащеличи. около 40 насыпей диаметром 3-6 м, высотой 0,5-1,2 м. многие из них повреждены, возле основания местами просматриваются круговые канавки. В начале 20 в. один курган был раскопан С. Яроцким. Были найдены керамический горшок и бронзовый перстень. На этом же могильнике найден меч длиной 75 см, бронзовые подвески со следами позолоты и геометрическим орнаментом, бронзовая бусина дриговичского типа. Некоторые из этих вещей находятся в Государственном археологическом музее в Варшаве.

Находится в удовлетворительном состоянии.

 

Курганный могильник, 11 – 13 вв.

(г. п. Ивенец, урочище Пищуги)

Находится за 1,5 км на север от поселка, в урочище Пищуги, в лесу. 37 насыпей высотой 2 м, диаметром 6 – 10 м. Попадаются продолговатые курганы высотой 0,7 – 0,9 м, шириной 6 – 7 м, длиной  10 - 11 м. обследованы в 1979 г. Раскопки не проводились. Находится в удовлетворительном состоянии.

 

Курганный могильник. 11 – 13 вв.

(д. Лужаны)

Расположен вдоль по обе стороны в д. Дубина, в лесу. 100 курганов диаметром 5-13 м, высотой 0,6-2 м. Несколько продолговатых насыпей длиной 10-13 м, шириной 7-8 м, высотой 0,6-0,7 м. Вдоль основы отдельных курганов есть канавки и ямы. Известны с 1893 года, обследовал в 1976 году Э. М. Зайковский. Раскопки не проводились. Находится в удовлетворительном состоянии.

 

Почитаемый камень. Бронзовый век

(д. Августово)

Иначе ещё называют Васьковым. По рассказам местных жителей возле него каждый год проводили праздники сбора урожая. Ходит легенда, что эта глыба также имеет название Чёртов камень. Будто бы раньше здесь жил чёрт, который хорошо шил одежду. Стоило только положить на камень монету, как на следующий день вещь была готова.

Исследователи считают, вероятнее всего, в далёкие языческие времена эта глыба была местом поклонения предков, но с приходом христианства камень был проклят и ему дано название «Чёртов», чтобы отлучить население от язычества.

В настоящее время находится в удовлетворительном состоянии.

 

Почитаемый камень. Бронзовый век

(в. Камень на западной стороне деревни)

Существует легенда. Когда-то на месте, где лежит камень, стоял дом сапожника. Мастером он был умелым, но жадным. Завёл дружбу с чертями. Вместе с ними бражничал, выдумывал, как доверчивых крестьян обмануть. Однако, перед каждым праздником народ к нему валил валом сапоги заказывать. Сапожник шил быстро и модно, но деньги брал большие. Однажды пришёл праздник. Люди в новых сапогах шли в церковь, а черти, которые стали невидимыми, ждали их возле входа. И стоило людям выйти из церкви, как сапоги расползались по швам, а подошвы даже совсем исчезали. Сначала крестьяне считали это наказанием Божиим. Потом кто-то заподозрил лихое. Начали следить за домом сапожника. И однажды «накрыли» всю компанию за очередной пирушкой. Окружил народ дом, стал звать сапожника на суд. А тот дверь на засов и не знает, что делать. Тут из толпы вышел старец и прокричал: «Чтоб ты камнем стал!» Месть не заставила себя долго ждать. Вместе с молнией и громом: дом сапожника окаменел. Окаменел и он сам со своими друзьями-чертями. С той поры и закрепилось за деревней название Камень.

Огорожен деревянной изгородью.

Состояние удовлетворительное.

 

Преображенская церковь с брамой-звонницей, 1793-й – 2-я половина 19-го века

(д. Раков)

Находится на центральной площади деревни. Однонефовый прямоугольный в плане храм с вытянутой полукруглой апсидой, к которой с северной стороны примыкает ризница, с южной – Никольская каплица с трёхгранной алтарной частью. Стены расчленены пилястрами и лучковыми окнами. Купол с головкой на гранёном барабане надстроен позже. Над центральным входом в основное помещение – хоры, которые опираются на трёхпролётную аркаду. В 1793 году были завершены основные работы по возведению церкви. При освящении храм был назван в честь Преображения Господня. Преображенская церковь стала действовать как приходская. Иконы в храме были написаны академиком Ходасевичем. В 1864 году в Ракове при церкви стало действовать народное училище. В первый год обучения в нём занимались 32 мальчика и 6 девочек. При Спасо-Преображенском храме насчитывалось несколько приписных церквей и каплиц: в д. Великое Село – церковь св. Архангела Михаила, в д. Душково – каплица святителя Николая Чудотворца.

1890-й год стал знаменательным для Раковского прихода: в местечко был доставлен юбилейный колокол в память 900-летия Крещения Руси. Колокол весил 38 пудов, его отливали в Москве. На колоколе имеется надпись: «Ко храму Преображения Господня. В память 900-летия Крещения Руси, усердием прихожан старанием священника Николая Лисицкого.» Колокол установлен на звоннице храма.

Во второй половине 19-го века перед церковью по её продольной оси, построена двухъярусная пирамидальная брама. Нижний ярус представляет собой арку, верхний – четырёхгранный объём со сквозными арочными проёмами. Покрытие имеет характерные для древнерусского зодчества волноподобные склоны. Церковь – пример архитектуры периода от барокко до классицизма.

Находится в хорошем состоянии. Используется по назначению.

 

Церковь Константина и Елены

(г. Воложин, ул. Советская)

В 1855 году началось строительство православного храма на средства государства, графа Тышкевича и пожертвования верующих. Это было полностью деревянное строение, которое в то время являлось самым крупным среди памятников деревянного зодчества Беларуси. Завершено оно было 18 июля 1866 года. Церковь освящена в честь Святых Равноапостольных Константина и Елены. С 1875 года при церкви существовала богодельня, а в 1883 году в помещении богодельни была открыта одноклассная церковно-приходская школа. В годы Великой Отечественной войны церковь работала постоянно.

В 1988 году настоятелем церкви был назначен священник Дмитрий Огиевич, который проводит богослужения и сейчас.

С 1991 года при церкви открыта воскресная школа для взрослых и детей.

В церковном дворе находятся надмогильные холмы. В одном из них похоронена Маевская Мария Ипполитовна (1886-1953гг.) – первая учительница города Воложина. Она приехала из Петербурга, где закончила лицей, церковно-приходское училище, а позже служила в монастыре.

Находится в удовлетворительном состоянии, используется по назначению.

 

Ансамбль былой резиденции Тышкевичей конец 18-19вв.

Построен на протяжении 1782 – 1806гг. на берегу реки Воложинка, по проекту архитектора А. Косаковского. Состоит из главного здания и двух боковых флигелей, которые образуют прямоугольный полуоткрытый двор. Здесь же находилась большая оранжерея, за которой тянулись теплицы, парники, окруженные плодовым парком. В оранжереях росли крупные апельсиновые деревья, пальмы и другие тропические плодовые деревья. В теплицах  выращивались ананасы и многие другие экзотические растения. Здесь работали садовники из Варшавы. Вокруг дворца рос липовый парк, регулярного типа, в котором было много статуй, вычурных строений, море цветов. Хозяйственные постройки довольны роскошные. Конюшни были построены в французском стиле и стоили они баснословно дорого.

Внутреннее убранство дворцов отличалось богатством и умением как выбора, так и группировки. Здесь размещалась большая картинная галерея, статуи, бюсты работ известных в то время художников. Множество разнообразных игрушек, китайские и японские вазы, редкое оружие, собрание медалей, нумизматическая коллекция, огромная библиотека и т.д.

В данное время в здании главного дворца находится Районный военный комиссариат, редакция районной газеты «Працоўная слава», Государственная нотариальная контора. Здание требует ремонта. Во флигеле (с левой стороны) находится Районный отдел внутренних дел. Ремонт здания произведен в 1999 – 2001гг., находится в хорошем состоянии. В другом бывшем флигеле находится штаб воинской части. В 2003г.начат ремонт здания, который завершился в 2006г.

 

 

Здание бывшей иешивы

(г. Воложин, ул. Кирова, 2)

Иешива – иудейская высшая религиозная школа по подготовке главным образом раввинов. Она была основным центром иудейской мысли и местом воспитания духовной, интеллектуальной элиты еврейства. Построена в 1803 году. Школа вмещала в своих стенах до 400, а иногда и более слушателей, которые съезжались из Англии, Австрии, Египта, Сирии, США. В этой высшей школе существовали строгие правила. Сюда принимали учеников, которые проявляли особые способности в понимании талмудистской науки. Слушатели ешибота находились на полном материальном обеспечении. Воспитанники каждый день получали горячую пищу. Занятия проходили с 8 часов утра до 8 часов вечера. Кроме официальных занятий будущие раввины в обязательном порядке занимались самообразованием. Они изучали иностранные языки, разнообразные светские науки и дисциплины.

В 1891 году министр народного просвещения утвердил «Правила о Воложинском ешиботе». Однако, они не были выполнены. За время своего существования ешибот по разным причинам закрывался трижды. Официальным временем закрытия иешивы считается 1892 год. Однако, есть сведения, что даже в период, когда Воложинщина находилась в составе Польши (1921-1939гг.), по городу ходили люди в чёрных балахонах и широких шляпах с пейсами. Это значит, что ешибот продолжал действовать до начала второй мировой войны, однако не имел такого статуса, как раньше.

В августе 2000 года здание бывшей иешивы было передано Иудейскому религиозному объединению в Республике Беларусь. Проведены работы по консервации данного объекта.

Фасад здания и крыша находятся в хорошем состоянии, а внутренние помещения требуют капитального ремонта.

 

Каплица

(д. Десятники Воложинского района)

Построена на окраине деревни. Сделана как мемориальное надгробное строение в начале 20-го в. из бутового камня. Башнеподобный 8-гранный в сечении объем на высоком ступенчатом цоколе. В завершении полусферическое куполообразное покрытие со скульптурным изображением орла. Каплица – памятник архитектуры малых форм с использованием элементов стиля «модерн».

Находится в удовлетворительном состоянии.

 

Каплица Рождества Богородицы. 1840-е гг.

(д. Раков (на шоссе Раков – Кучкуны)

По решению научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия от 20.09.2000 внесено изменение в название историко-культурной ценности – Каплицы Рождества Богородицы. Трактуется в следующей редакции: «Территория вокруг Раковской Святыни Матери Божьей Чудодейственной На Святой Воде (15-й век) около м.Раков Воложинского района, в которую входят Каплица Рождества Богородицы (Кяжгайловская), ограда с брамой-звонницей, Св.Кресто-Воздвиженская церковь, Святая Криница с Крестом (15-й век) и три криницы с лекарственными растениями».

На этом месте в 19-ом веке стояла деревянная церковка в честь праздника Воздвиженья. Она была обнесена каменной оградой. На территории церкви была животворная криница. Сюда приезжали паломники из всех, даже самых отдалённых уголков Беларуси, из Польши, Литвы, чтобы поклониться святым местам, выпить целебной водицы. Верующие возносили молитву Богу, затем умывались чудодейственной водой. И вправду, происходили какие-то чудеса: многие люди, которые уже потеряли всякую надежду поправить своё здоровье, избавлялись от болезней.

Но по воле рока Воздвиженской церкви не суждено было сохраниться. В 60-е годы, в период массового уничтожения храмов, она также подверглась полному разрушению. Когда люди пришли на это место, перед их глазами предстала довольно печальная картина: огромная груда камня и битого кирпича, дикая трава, которая, почувствовав волю, выросла густой и высокой. На том месте, где стояла деревянная церковь, остались только ступеньки и кое-где части фундамента – они и являются единственными свидетелями бывшего ранее строения.

Теперь на этом месте построена небольшая каплица с крестом внутри, а рядом бьёт криница с целебной водой.

Каплица требует ремонта, а территория – благоустройства.

 

Комплекс кляштора францисканцев: костел Михаила, кляшторный корпус, ограда с брамой, 1702–1705 гг.

(г. п. Ивенец, на перекрестке ул. 1 Мая и ул. Пушкина)

Общепринятым было мнение, что костёл Михаила и кляштор отцов-францисканцев были построены в 1702-1705 годах. Но, как теперь стало известно, тогда были возведены деревянный костёл и кляштор. А современные, каменные, построены в 1740 году.

В то время Ивенец был в составе Речи Посполитой, а владельцем его был Ян Михал Сологуб. Кляштор  проводил тогда большую работу как в духовной отрасли, так и в образовательной, так как при нём работала школа, где изучались не только религиозные предметы, но и общеобразовательные. Учились там в основном только дети местных мещан.

Когда Польшу разделили между собой Пруссия, Австрия и Россия в 18-м веке, католические храмы было приказано закрывать или передавать во владение православным общинам. Та же участь постигла и костёл Михаила с кляштором отцов-францисканцев.

Некоторые чиновники, находящиеся у власти, помогали католикам восстановить справедливость и вернуть закрытые храмы верующим. Таким был, например, минский губернатор Мусин-Пушкин. Под его влиянием было позволено пробащу Каменского костёла раз в месяц проводить имшу в каплице на католическом кладбище в 1903 году. В 1904 году за дело возвращения католических святынь взялся генерал Эдвард Каверски. Он сначала добился того, чтобы ксёндз-викарий из местечка Камень Люциан Щерба постоянно жил в Ивенце и ежедневно отправлял имшу в капличке на кладбище. Затем он начал добиваться строительства костёла. С большой гордостью рассказывают потомки об ивенчанах-католиках тех лет, которые защитили свой крест и 29 мая 1907 года после провозглашения закона о свободе вероисповеданий установили возле костёла св.Михаила – на то время православной церкви.

В 1918 году костёл св. Михаила и кляштор отцов-францисканцев были возвращены католикам. Времена Второй Речи Посполитой были более спокойными, и пинский бискуп Зигмунт Лозински пригласил отцов-францисканцев вернуться в Ивенец, в свои костёл и кляштор. По тем временам многие костёлы не работали, так как не хватало ксендзов. Но францисканцы вернулись только в 1939 году, перед самой войной. Некоторое время они работали на нашей земле. И лишь в 1947 году правительство БССР приказало им покинуть территорию Беларуси. Отцы-францисканцы выехали, котёлы были закрыты.

В конце 80-х – начале 90-х годов отец Веслав Гленботски работал ксендзом не только в Ивенце, но и в Першаях, Воложине, Камене, где в то время не было своего ксендза. Часть костёльного комитета начала борьбу за возврат костёла святого Михаила. Эта борьба была более успешной, так как наступили другие времена. Постепенно – сначала позволили проведение имши около костёльной брамы (1991г.), затем был возвращён костёльный подвал (1992г.), а в 1994 году – весь костёл. Кляштор перешёл к верующим ещё через два года.

В настоящее время литургии проводятся на белорусском языке.

Костёл святого Михаила и кляштор отцов-францисканцев находятся в стадии полного капитального ремонта, который начат в июне 2003 года.

 

Комплекс старого православного кладбища. 19 в.

(д. Раков, на восточной стороне деревни, при въезде из г. Минска)

Кладбище входит в единый комплекс с историческими местами старого Ракова, белорусского местечка с богатой и интересной историей: православным собором 1790г., костёлом 20-го в., замчищем, католическим кладбищем с каплицей 19в., еврейским кладбищем, старой застройкой и др. Кладбище имеет историческое, культурное, религиозное, художественное, научное значение и является напоминанием о наших предках.

 

Могила В. И. Дунина-Марцинкевича

(д. Падневичи)

Находится на кладбище Тупальщина, что расположено около автомобильной дороги Минск – Ивенец.

Белорусский поэт, драматург и театральный деятель, основоположник Белорусского национального театра Винцент Иванович Дунин-Марцинкевич родился 23 января 1808 года в былом фольварке Понюшковичи (теперь деревня в Бобруйском районе) в семье арендатора. В 1840 году писатель купил возле д. Першаи небольшой фольварок Лютинка. Здесь и умер 17 декабря 1884 года. В 1977 году на могиле поставлен бронзовый бюст писателя.

Находится в удовлетворительном состоянии.

 

Усадьба художника Ф. Рущица

(д. Богданово, Воложинского района)

Художник, график, театральный декоратор и педагог Ф .Э. Рущиц родился 10.12.1870г в имении Богданово в семье обедневшего шляхтича. Отец работал железнодорожником на Либаво-Роменской железной дороге. Детство и юность прошли в г. Минске. После окончания в 1890г. Минской гимназии учился на юридическом факультете Петербургского университета, в 1892 –1897гг. в Петербургской академии искусству И. Шишкина и А. Куинджи, некоторрое время жил в Богданово, занимался живописью. С 1904г. профессор Школы красивых искусств в Варшаве, с 1907г. – Краковской академии искусств, в 1919 –1932гг. отделения красивых искусств Вилегского университета, одновременно был председателем комиссии  по охране памятников истории.

Работы раннего периода Ф. Э. Рущица связаны с родными Богдановскими местами: “Млын”(1899г.), “Каля касцёла”(1899г.), “Млын ноччу”(1898г.). Социальным содержанием, эпичностью выделяются картины “Зямля”(1898г.) і “Эмігранты”(1902г.).

Художник сделал рад декораций к спектаклям в театрах в Вильно. Ф. Э. Рущиц был поклонникам реалистической живописи, на его творчество оказали влияние импрессионизм и модернизм. Картины Рущица хранятся в Государственном художественном музее Республики Беларусь, в музеях Литовской Республики, Польше. Ф. Э. Рущиц умер 30.10.1936г. у себя на родине, в Богданово, здесь же он и похоронен. В 1938г. на могиле поставлен обелиск.

На данный исторический объект начислен 100% износ, остаточной стоимости он не имеет. Реабилитация усадебно-паркового комплекса художника Ф. Э. Рущица требует очень больших финансовых затрат и до 1010года не представляется возможным восстановить его за счёт местного бэджета.

На месте бывшего костела в 1998г. построен новый костел.

Место захоронения Ф. Э. Рущица и членов его семьи находится в удовлетворительном состоянии.

Русский
Другие новости
«Мы – граждане Беларуси»

В День Конституции, 15 марта, в районном Центре культуры и досуга...

«Масленичный круговорот на гулянье народ зовёт!»

Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. Время веселья и народных гуляний. 29 февраля Масленицу...

Проводы Масленицы

1 марта жители и гости г.п.Смиловичи отметили один из самых ярких и веселых праздников – проводы Масленицы.